Форум » Водные походы » ПЛАТО ПУТОРАНА » Ответить

ПЛАТО ПУТОРАНА

FoxPyro: Друзья мои и коллеги по сплавам! Даже и не знаю, с чего начать... Если честно, самому не верится, что выкладываю на форум эту тему на полном серьёзе. Начну, пожалуй, с небольшой фотоподборки по инету. Очень красивая фотоподборка есть тут: http://www.photogeographic.ru/photobank/geo_object/putorana/1/ Итак, несколько слов о Плато Путорана. Горами Путорана называют базальтовое плато в северо-западной части Средне-Сибирского плоскогорья, южнее полуострова Таймыр. Оно простирается от Северного полярного круга на север почти до 71° с.ш. и от 88° до 101° в.д. и занимает основную часть прямоугольника между реками Енисей на западе, Котуй (в среднем и нижнем течении) на востоке, Хета (в среднем течении) на север и Нижняя Тунгуска на юге. Длина этой горной страны более 500 км, ширина около 250 км. Средняя высота гор 900-1200 м. Глубина расчленения гор значительна — до 1500 м. Наиболее же типичные амплитуды относительных высот — 800-1000 м. Наивысшей отметкой Путорана является гора Камень — 1701 м. Базальтовое плато Путорана — самое высокое на Средне-Сибирском плоскогорье куполообразное поднятие, который в плане имеет округлые очертания с небольшими неровностями в северо-западной части. Площадь плато около 250 тыс. кв. км, очертаниями оно напоминает Румынию. На западе, севере и востоке плато резкими уступами высотой до 300-500 м обрывается к Западно-Сибирской и Северо-Сибирской низменностям и к известняковому Котуйскому плато. К югу плато Путорана плавно понижается, постепенно переходя к общему уровню плоскогорья с высотами 500-700 м. Но и здесь граница плато вблизи Северного полярного круга выражена вполне четко по южным оконечностям крупных, весьма характерных для Путорана озер. Характерная особенность Путорана — ступенчатость склонов и тальвегов долин, подчеркнутая чередованием трудно выветривающихся базальтов, диабазов и долеритов с легко разрушаемыми туфами и туфо-песчаниками. Пожалуй, нигде больше слово «траппы» (в переводе со шведского — «лестница») не отвечает так своему названию, как в Путорана. В глубоко расчлененной западной части плато насчитывается до 20-30 таких ступеней, каждая из которых является отдельным базальтовым излиянием. К тому же, каждый покров базальтов сам имеет трехчленное строение. Нижняя его часть состоит из мелкокристаллических базальтов, очень устойчивых к выветриванию. Средняя часть покрова состоит из более крупных кристаллов, и базальты отличаются крупностолбчатыми отдельностями, образующими у края покрова отвесные скалистые уступы. Наконец, верхняя пористая часть базальтов выветривается сравнительно быстро, образуя ступени. В южных и западных предгорьях распространены крупные моренные и водно-ледниковые суглинистые отложения с большим количеством валунов и гальки. Их относят к формам зырянской и сартанской стадий мощного оледенения, одним из центров которого были Путорана. Современное оледенение Путорана, несмотря на широкие предпосылки для его развития, невелико. В северо-восточной и восточной частях гор отмечено лишь 22 мелких ледника общей площадью всего 2,5 кв. км. Горы как бы касаются нижней границы снеговой линии и находятся на грани оледенения. Исключительную эстетическую значимость территории придают многочисленные водопады, отличающиеся как по форме, так и по мощности потока. Впечатляют их масштабы и количество (наибольшая концентрация на территории России, и, возможно, в мире). Здесь находится водопад высотой 108 метров, один из самых высоких в России. Источник информации: http://tvsh2004.narod.ru/vivi/putorana.html Побывавшие на плато рассказывают, как охватывало их странное чувство узнавания. Когда, стоя на берегу, скажем, озера Глубокого и мучаясь где, в каком сне видели это место, – вдруг вспоминали они: ба, это же Байкал. Или шли где-нибудь по расселине, удивляясь на уходящие складки местности, заросшие тайгой, знакомые каждому, кто был на Урале. Спускались на десять-пятнадцать метров и встречали типичные карельские озерца. Взбирались на плато, и перед их глазами расстилался степной пейзаж Казахстана. В одном месте собраны штрихи десятков уголков планеты. В течение нескольких часов можно побывать и в кавказском лесу, и в средней полосе России, и в североамериканских каньонах. Есть тут и ледник – самый маленький в мире. Источник: http://ufo-online.ru/file_1749.html До сего времени поход в этот край произносился нами разве что в шутку. Теперь, мне кажется, мы доросли до того, чтоб собраться и отправиться в самое сердце Таймыра - ПЛАТО ПУТОРАНА! Многие из нас в курсе дела примерно с лета, тему открываю только сейчас, ибо до недавнего времени не было полной уверенности в серьёзности наших намерений. Сейчас такая уверенность есть! На данный момент нашлось 15 человек, которые изъявили желание участвовать в этой до сего дня беспрецедентной экспедиции. В середине ноября состоится первое собрание, на котором будут вынесены на обсуждение все основополагающие вопросы по подготовке экспедиции: маршрут, сроки и продолжительность, состав группы, стоимость, снаряжение, организационно-бюрократические моменты и т.д.

Ответов - 114, стр: 1 2 3 All

FoxPyro: Согласен, мёртвый лес - это два! Но протяжённость такого участка не очень велика, и теоретически его можно пройти за два ходовых дня. Или на крайняк вызвать катер к порогу Орон.

FoxPyro: Удобная масштабируемая топокарта на основе ГенШтабовок на движке Гугл. Есть возможность "натягивания" на рельеф. http://www.marshruty.ru/Maps/Maps.aspx?x=92.26593017578125&y=69.38901616765499&z=9&t=4

FoxPyro: Кстати, спешу развеять миф насчёт отравленности воды - это всё предрассудки. Аргументация здесь очень простая - при таком расходе воды, как в реке Рыбной, текущей из совершенно чистого района (Путоран) "отравить" воду можно только высыпав в верховьях тысячи тонн загрязняющих веществ! А этого на Рыбной точно нет, и все загрязнители находятся в низовьях! Основное загрязнение от Норильского комбината - это газ SO2, который губителен для большинства растительности. При взаимодействии с водой образует кислые осадки, также негативно воздействующие на природу и вызывающие закисливание почвы, которое делает невозможным произрастание большинства растений. Второй загрязняющий агент в списке - это никель. И опять же, он оседает в почве, аккумулируется в грибах и ягодах. Вода при этом хоть и загрязняется, но очень быстро стекает! А кушать подножный корм мы там и не собираемся. Относительно дымовой завесы - на расстоянии в 20-150 километров от источника рассеивание будет достаточно большим, поэтому шлейф станет почти незаметным. Мгновенная концентрация никеля и сопутствующих металлов в воздухе невелика, и пребывание в течение двух дней в зоне шлейфа Норильского комбината никак не скажется на организме, ибо ежедневно в течение месяцев в Москве мы глотаем и накапливаем гораздо большее количество тяжёлых металлов.


КРИСТЯ: Вот это инфа Сжато и по существу, прям в студенческие годы окунулась.Молодец.

NikAlex: КРИСТЯ пишет: Сжато и по существу, прям в студенческие годы окунулась.Молодец. куда деваться, химик дипломированный)))

Белка: Река Норилка и впадающая в неё Рыбная мне было бы грустно так завершать поход...

naza: Мне тут рассказали об еще одном варианте "Вертолетной политике" ищут группу не попутную а обратную. Т.е одни летят туда , а другие обратно все это на одной вертушке. Я думаю нужно позакидывать удочки в Норильске в мае-июне. Ну не верю !чтоб местные на рыбалку не мотались! на счет сплава по "саженке -вонючке" я тоже против. У меня этим летом случилась внезапная аллергия на никель. очень неприятная вещь. До этого ни разу в жизни аллергий не было. На руках вылезли мелкие пузырики которые мокли , лопались и кровили

FoxPyro: naza, аллергия - это уже более веский аргумент. Значит, будем думать. Ответа от а/к "Таймыр" пока нет. Ждём-с. Ну не верю !чтоб местные на рыбалку не мотались! У местных, которые на рыбалку мотаются, есть свои катера. На них и мотаются. Насчёт твоего варианта одних забросить, других выбросить задам вопрос той же авиакомпании, когда хоть что-нибудь ответят. От себя замечу, что тут могут быть некоторые нюансы: скорее всего можно найти на обратный путь не местных рыбачил, а такую же группу турья. Но дело в том, что места нашей заброски и их выброски будут отстоять друг от друга на несколько десятков километров. Следовательно, это ещё дополнительный путь, на который необходимо горючее. Предельная дальность полёта МИ-8Т составляет 480 км, а это меньше длины пути Норильск-заброска-выброска-Норильск.

FoxPyro: Ссылка на второй фильм (который Саня приносил). Получено первое письмо от а/к «Таймыр», пока без ответов на наши вопросы, а лишь с обещанием в ближайшее время рассчитать стоимость полётов. В свою очередь, задал им дополнительный вопрос насчёт заброски и выброски одной вертушкой.

Svetik: Всем привет! Завтра собираемся в сауне (м.Свиблово) в 19.00 с целью попариться и обсудить поездку на Таймыр с вновь прибывшими Илюхами. Просьба, всем, кто хочет и может приехать, отписаться до вечера. От этого зависит стоимость сауны. Пока примерно 1500р/чел. Идем точно мы с Илюшкой и Белка с Илюшкой. Не могу пока дозвониться до Вадика! Можно просто прийти попариться. Все детали по телефону. Пишите, я, с вами свяжусь.

Svetik: Тех, кто в пещерах, отпишитесь, как сможете, желательно сегодня вече — завтра утро.

FoxPyro: Svetik, к сожалению, не получается у нас завтра к вам присоединиться. Весь вечер расписан. Предлагаю во вторник или в среду просто где-нибудь в центре пересечься. Кирыч и его товарищ Виталий, надеюсь, тоже смогут подъехать.

Svetik: ренесли на завтра. Время и место прежние. Желающие?

Svetik: По поводу среды, мы пас, мы уже уедем. Может все таки сауна? Польза тела и души :)

KIR: "Имею желание, но не имею возможности. Имею возможность, но не имею желания. Так выпьем же..." ;) Попробую во вторник. И, да, формат сауны это все же не очень подходит для серьезного обсуждения с подсчетом сумм и картами в руках. Нет? ))

Svetik: В общем, мы вчетвером идем, дабы формат сауны нас не смущает :). Приглашаем всех желающих! Сейчас из расчета на четверых получается 1300 с человека за 2 часа сауны с бассейном. С Вадиком созвонилась, они пас. Тогда, видимо, третья встреча не за горами.

KIR: Отлично, потому как у Виталика тоже не получается на неделе. Хорошо вам попариться! ))

KIR: Мужики и дамы. Долго объяснять, короче, вот: Ближе к выхам подробнее. Прошу прощения что сегодня не смог присутствовать.

Белка: Собственно нас интересует вот что: Пешка Дюпкун - Манумакли Пешка Кутамаркан - Кета

FoxPyro: Что хочу добавить к выложенной Киром и Белкой информации. Есть возможность несколько "упростить" пешку с Дюпкуна на Иркинду. В случае начала маршрута на Большом Хонна-Маките – пеший переход по долинам рек Нерал и Бургул без поднятия на Плато с тяжёлыми рюкзаками. Но! Логичнее и проще в данном случае было бы идти не на Иркинду, а на Кутамаркан (ΔH=180 м)! В случае начала маршрута на Дулисмаре – пеший переход от устья Нерала вдоль рек Нерал и Бургул на озеро Манумакли (ΔH=300м). Главный минус этих двух вариантов - не попадём на Большой Курейский водопад. Но как один из плюсов хочется отметить маршрут с началом на Дулисмаре - увидим "Водопадную стрелку", Неральский водопад, Иркиндский водопад. В довесок для единообразия картины выкладываю парочку принтскринов с Гугла.

DAD: Всем привет! Ввиду важности задачи и многовариантности решения, а также еще по ряду причин решил я подключиться к дискуссии. Насколько я понимаю, сейчас уже за аксиому принято, что заброска будет вертолётом. Надеюсь, что так и будет, ибо я подключил к поиску "попутчиков" одного из руководителей королёвского турклуба. Мне думается, что стартовать надо с самых верховьев Дулисмара. Может быть даже сделать первый базовый лагерь чуть ниже плато, где будут дрова. Смысл - сходить радиально на Аян и побродить вокруг озера. Движение по плато с небольшим грузом не то что не трудно - даже приятно. Опять же лунные пейзажи... После радиалки спуститься к Дулисмару и пройти до начала сплава. Место начала воды сильно зависит от года и др. причин. Сплав до впадения Нерала, а далее возможны варианты выхода, как предложенные, так и не упомянутые форумчанами. Полагаю, что главный акцент лучше сделать не на минимальном перепаде высот (это ещё не гарантирует лёгкость и прелесть), а на нахоженность и красоту, ибо движение к точке выброски - это тоже поход, и по прежнему Путорана, куда, возможно когда ещё... В связи в предложенным, и без таковой, считаю необходимым всем потенциальным участникам похода предельно основательно подойти к подготовке к задуманному. Сюда входит несколько моментов, и если потребуется, я остановлюсь на них подробнее, а пока - главное. 1.Физическая подготовка. Её трудно измерить заочно, но можно тренировать и в процессе этого проверить. Самое простое - лыжи. 2. Психологическая подготовка. Всё предвидеть невозможно, но довольно вероятно : две недели жизни при 5-10 градусах, тучи комаров, не боящихся репеллентов, форсирование ледяных рек и ручьев, длительное движение под рюкзаком под разного рода дождями. Список далеко не полон. 3. Снаряжение. Не проблема одеться тепло и герметично, несравненно тяжелее сделать это с минимальным весом одежды и снаряги. А научиться этому непросто, но необходимо. Помогают тренировочные выходы, консультации с ходившими. Уважаемые путешественники! Без положительного решения по крайней мере этих трёх вопросов ваше участие в походе с высокой вероятностью становится безответственным и угрожающим остальным участникам как минимум "пролётом" мимо тех красот, за которыми все туда стремятся, а как максимум - "спасательной операцией" незадачливых туристов.

KIR: По подробном изучении предложенных маршрутов, позволю себе сделать несколько выводов. -Микчангда - 155км (заброска-выброска катер). Минус - 36 км пешка к началу сплава, перепад 950м (хотя профиль достаточно пологий, и время есть: можем идти 6-7 км/сутки). В плюсе последующий сплав в размеренном темпе, с фотографиями, рыбалкой и даже (чем черт не шутит?) дневками. -Яктали, Курейка, Иркингда - 176км (заброска-выброска вертолет). Не такой уж и "неспортивный" маршрут. Неизбежный ВОЛОК ~28 км, перепад 840м (не пешка при заброске, а именно волок в середине сплава: с полной разборкой катов, их переноской в непросушенном виде и изготовлением рамы "с нуля"). Вариант удешевления со сплавом до Валька в наших сроках НЕРЕАЛЕН. -Аян и Хета - 370км (заброска-выброска вертолет). Жесткая гребля без дневок и расслабона, изначальная погоня за временем. Судя по приведенной в презентации схеме, заброска вертом идет в верховье оз. Аян, что увеличивает реальную протяженность до ~420км, из которых 50км - галерная гребля по оз.Аян. Плюс - выброска "регулярным" рейсом, что несколько дешевле, минус - под этот не частый рейс нужно будет спланировать весь поход и, соответственно, отпуска. -Моя-Ачин и Кутамаркан - 120км (заброска-выброска вертолет). Волок 8км до места выброски. Вариант удешевления со сплавом до Валька ~350км, из них 100 км адской галеры по озеру, имхо НЕРЕАЛЕН. -Курейка - 400км (заброска-выброска вертолет). Сжатые сроки, без дневок, изначальная погоня за временем. Плюс - спортивный сплав (4-5кс). Вариант удешевления со сплавом до Валька в наших сроках НЕРЕАЛЕН. -Котуй ~390 км, протяженность зависит от договоренности с местом выброски (заброска-выброска вертолет). Четкая договоренность с вертолетом при выброске жизненно важна. Как указано, верховья реки в горах, вероятно выбор места посадки может быть ограничен. Плюс - проходим наивысшие точки Путорана: +100 к ЧСВ ;) (хотя это не принципиально, т.к. мы имеем дело с плато, а не горами). Сплав по нижней части реки малоинтересен, а до Хатанги - в наших сроках и НЕРЕАЛЕН. -Реки Б. Хонна-Макит, Нерал, Курейка, Иркингда, Рыбная - маршрут в наших сроках НЕРЕАЛЕН. Логически прихожу к заключению, что маршрут по Микчангде наиболее реален. Хотя, если бы хватило денюжки на верт туда-обратно... Прилагаю для сравнения профили некоторых пешек-волоков, бывших и грядущих.

KIR: DAD, разумеется, перечисленные Вами три пункта обязательны к исполнению. Однако, необходимо учитывать и четвертый - финансовую сторону вопроса. Прошу прощения, Вы случаем не товарищ Саши Кузенкова? Или он сам?

FoxPyro: На самом деле дискутировать можно очень долго. DAD прав, начинать надо не с пустой траты времени, а с индивидуальной и групповой подготовки! Всё-таки это не Киржач, не Полометь и даже не Карелия! Это уровень Светлой! А в чём-то даже и повыше! В рамках этого планирую на вторую половину февраля лыжный ПВД, подробности которого появятся в своё время в соответствующей теме. А также не помешает по паводку устроить пеше-водную тренировку с рюкзаками, максимально приближенными к путоранским! Об этом тоже немного позже. Вертолёт на данный момент, увы, не аксиома, потому что до сих пор нет точных цен по озвученным мной местам заброски (время есть - подождём ещё), а также, что играет не меньшую роль, неизвестно, во сколько нам обойдётся авиаперелёт до Норильска. А судя по разным отчётам, билеты с акционно-низкой ценой могут появиться как в феврале, так и апреле! Ещё один немаловажный вопрос - развесовка вещей в рюкзаках! На днях выложу реальные весовые таблицы из походов на Светлую и на Манарагу-Косью.

КРИСТЯ: FoxPyro пишет: билеты с акционно-низкой ценой могут появиться как в феврале, так и апреле! Я считаю, что спешить с авиабилетами не стоит.Цена что сейчас составляет в среднем 14000, что в апреле может быть такой же. А шанц взять билет со значительно низкой ценой (судя по отчетам другим групп) может появиться имеенно весной. Мы не проиграем, если подождем.

KIR: КРИСТЯ пишет: Я считаю, что спешить с авиабилетами не стоит Поддерживаю, те цены, что предлагаются сейчас, ну никак на "акционно-низкие" не тянут. FoxPyro пишет: начинать надо не с пустой траты времени Готовиться надо. Но грамотно спланированный маршрут - это та часть, по которой МОЖНО и НУЖНО дискутировать. Увы, в туризме не редкость, когда руководитель, по неопытности или из собственного честолюбия, составляет заведомо избыточно-сложный маршрут. А это и есть изначально закладываемая вероятность того, что ПУТЕШЕСТВИЕ "становится безответственным и угрожающим остальным участникам как минимум "пролётом" мимо тех красот, за которыми все туда стремятся, а как максимум - "спасательной операцией" незадачливых туристов". Так?

FoxPyro: КРИСТЯ, в том-то и дело, что надо выжидать дешёвые билеты! Только в этом случае есть вероятность осуществления этого похода.

KIR: Рискую показаться назойливым, и все же. Хочется знать, к чему именно нужно готовиться: я вот, горе мне, ни разу не уберменш, ибо пролетел и со Светлой, и с Приполярным. Посему, нужно ли мне приводить свою тушку к состоянию Шварцнегера, или достаточен будет уровень Сталоне? Ответ в нитке предстоящего маршрута )) Мне, вообще говоря, нравится идея с заброской на Дулисмар, интересные и протяженные сплавные участки, достойнейшие водопады и т.д. Главный минус - при выброске своим ходом (470км, из них 40км - волоки) мы тупо не укладываемся в 3 недели: ---протяженность маршрута от верховьев Дулисмара до оз.Кета 230км, из них 2 волока ~30 км и 10км ---оз.Кета ~100км, а при шторме прохождение этого участка впринципе становится невозможным. ---р.Рыбная -140км, еще до порога Орон начинается мертвый лес, привет норильского комбината. Рыбы нет, грибы съедобны по приговору суда. Какие варианты облегчения маршрута и попутные плюшки видятся: ---При совершении радиалки на оз.Аян, для экономии времени, в базовом лагере оставить добровольцев на сборку катов. ---Главный 30км волок в середине маршрута, в конце концов, будет легче благодаря сожранной доброй половине провизии. ---В 20км от места нашего выхода к оз.Кета на берегу есть охотниче-рыболовная база "Северная Ойкумена", вертолет привозит и увозит недельные туры. Если повезет, можем договориться о встречной заброске-выброске. Все равно дорого, но в эти сроки по другому не уложимся. KML-ку для скармливания ее GoogleEarth прилагаю: http://rghost.ru/download/42011780/37494bc37e945b17e9c7a6c6122eb5ea93512581/marshrut_dulismar-keta.rar

FoxPyro: KIR, не всё так страшно, как тебе кажется. Я ведь тоже не был в серьёзных походах уже 2 года. Если будем тренироваться и поддерживать себя в форме, успех гарантирован. Главное - не паникуй раньше времени! Всё реально, и психологическая подготовка тут тоже имеет большое значение. Если изначально себя настраивать на "ЖОПУ" и "ВСЁ ПЛОХО", то никакие физические тренировки уже не помогут! Поверь мне, как ходившему и Светлую, и Манарагу-Косью. Не претендую на образец истинности, но по моему мнению подобные маршруты вполне проходимы. Бывает намного сложнее, и их народ проходит. Насчёт выброски почти полностью проработан вариант вообще без Рыбной и с 15 км по Кете. Только позвольте всё-таки повременить с выкладками до тех пор, пока не будет точной информации.

KIR: FoxPyro пишет: как тебе кажется... ..."ЖОПУ" и "ВСЁ ПЛОХО" Не кажется. На данный момент это абсолютный факт. Математика за 1 класс: "Из пункта А в пункт Б со скоростью..." И он остается таковым, пока не озвучен истинный маршрут и его протяженность ;)

naza: " Сплавляться на "рафте" нельзя без хорошего инструктора. Хороший инструктор ставит лодку в пороге параллельно валам, раскачивает и орет "Мы все умрем! Мы все умрем!"

KIR: naza все для вас! Главное вот так не ходить

КРИСТЯ: KIR, классная подборка, особенно 5 и 9 день. Такой отпуск измотает сильнее, чем целый рабочий год.

NikAlex: KIR:

FoxPyro: Выкладываю обещанную развесовку вещей в моём рюкзаке и рюкзаке Коляна из походов в Северное Прибайкалье и на Приполярный Урал. При подготовке к Путоранам необходимо учесть опыт обеих экспедиций. Если разумно и совместно подойти к этому вопросу, то вполне реально добиться минимального веса.

NikAlex: Содержание рюкзака Коляна порадовало... Бубен, арбалет... а у Вадика почти на 3 кг фотик с аккумуляторами и гпс... Сколько всего можно рассказать о человеке по содержимому его рюкзака собираемому в трудный дальний долгий поход...)))

Белка: Господи-Иисусе, даже я стока барахла не набираю со всеми своими кремами и помадами (ага, в походы беру)! Вадик, у тебя было 2 пары обуви? А еще как личная аптечка у тебя почти полкило весила??? Аккумулятор - это ваще отдельная песня.

NikAlex: Вспомнилась Танюха в карельском походе Белые ночи под парусом 2008 года с своими "стрингами")))) (это конечно фигуральное название, мы так все вещи танюхины называли, так, как они постоянно терялись и находились в неожиданных местах))))) ПыСы: На самом деле упаковка рюкзака в поход это отдельная тема которую не грех и в отдельную ветку на форуме вынести)

KIR: КРИСТЯ, да уж! Жаль, что не указано, каким по счету был день Х и чем же все закончилось По моему скромному убеждению, после 60км... : Слава Богу, у нас такого пока не было. Кстати, по обедам: мы в свое время как-то тоже отошли от этой практики, заменяя т.н. "перекусами". И совершенно напрасно, как еще раз показал опыт Карелии-2012! Тарелка горячего супа дает куда больше сил, чем пара бутеров, запитых холодным чаем из бутылки. А "не сэкономленный" час с лихвой компенсируется отдохнувшими спинами, размятыми ногами и хорошим настроением. Настоятельно советую (там где это возможно, разумеется) делать именно остановки с горячим обедом.

Белка: KIR пишет: Слава Богу, у нас такого пока не было Было. Предпоследний день на Приполярном Урале - 55 км по плёсу. Больше не хотим



полная версия страницы